Основная версия сайта

Календарь знаменательных и памятных дат

Пионерная аэромагнитная съёмка над Абаканским железорудным месторождением

Впервые проведена 1938 г.
Пионерная  аэромагнитная  съёмка
над  Абаканским  железорудным  месторождением SPRAV/img/Западный Саян. Окрестности Абаканского железорудного месторождения.jpg В ноябре 2018 года исполняется 120 лет со дня рождения Александра Андреевича Логачёва (1898-1978) – одного из ведущих учёных-геофизиков нашей страны, доктора физико-математических наук, профессора, лауреата Государственной премии СССР, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР.

А.А. Логачёв – автор основного учебника по магниторазведке для вузов, один из организаторов и первый директор головного Института рудной геофизики – ВИРГа в г. Ленинграде.

Выдающимися достижениями, принёсшими А.А. Логачёву мировую известность, являются основополагающие теоретические исследования в области магниторазведки, разработка метода магнитной съёмки с самолёта, создание первого в мире аэромагнитометра (1936).

Аэромагнитометр, сконструированный А.А. Логачёвым совместно с А.Т. Майбородой в ЦНИГРИ, первоначально был испытан с движущейся лодки, а затем с самолёта по маршруту Новгород – Валдай, пересёкшему старорусскую магнитную аномалию. Измерения с воздуха позволили выявить аномалии интенсивностью свыше 1000 гамм. В следующем году были выполнены полёты по четырём маршрутам в районе Курской магнитной аномалии. Однако всё это были измерения в равнинных областях, с простым рельефом.

Поэтому было решено испытать аэромагнитометр в сложных горно-таёжных районах с целью изучения возможностей нового метода для поисков железорудных месторождений. Такие испытания по договору ЦНИГРИ с Западно-Сибирским геологическим управлением (ЗСГУ) в 1938 году были проведены на юге Сибири.

А.А. Логачёв с А.Т. Майбородой 8 июня 1938 года выехали из Ленинграда и 13 июня прибыли в г. Новосибирск, на базу ЗСГУ.

Никакого опыта проведения подобных работ ещё не было, поэтому постоянно возникали всевозможные препятствия: то с арендой самолёта, то с пропусками в погранзону, куда входил весь Таштыпский район, включая участок Абаканского железорудного месторождения.

В отчёте А.А. Логачёва читаем: «Прибыв в Шира в расчёте получить самолёт новосибирского авиаотряда, я узнал, что он полностью занят на лесной таксации. Но оказалось, что ещё ближе к району наших работ в с. Ермаковском находится самолёт красноярского отряда лесной авиации на патрульной службе по охране лесов. Я снёсся по телеграфу с командиром самолёта, получил ответ, что работа может быть выполнена после оформления договора с командованием отряда в г. Красноярске. 25 июня я выехал в Красноярск. Командование охотно согласилось на самолёт со стоянкой в с. Таштып. Но выяснилось препятствие: значительная часть района работ входит в погранзону. Попытки получить пропуск в Красноярске успехом не увенчались. ЗСГУ обратилось в милицию Ширинского района с просьбой о выдаче пропуска. Но пропуска выдаются только по месту жительства».

В силу сложившихся обстоятельств было решено провести вначале опытные работы около п. Шира и при положительных результатах ехать в Ленинград за пропуском. С 4 по 17 июля с Ширинской авиабазы засняли три участка. Результаты получились удовлетворительными, и руководство ЗСГУ настаивало на продолжении работ.

Поездка в Ленинград за оформлением пропуска заняла весь август. Приехав в Таштып 29 августа, А.А. Логачёв вновь натолкнулся на сложности с выделением самолёта. Из отчёта А.А. Логачёва: «Мои требования и нажим редакции «Красноярского рабочего», крайисполкома не прекращались. В результате 27 сентября получена телеграмма о вылете самолёта в моё распоряжение». На участке в Таштыпском районе, в междуречье Таштыпа и Абакана, включающем Абаканское железорудное месторождение, удалось проработать всего три дня – 28, 29 сентября и 5 октября. «С 6 октября начался снегопад. Ни самолёт, ни аппаратура не были приспособлены для работы на холоде, ввиду чего 9 октября я и летнаб Подольский при участии начальника местной метеостанции Подшивалова составили акт о нецелесообразности дальнейшего ожидания погоды и решили прекратить работы».

Однако, несмотря на все сложности и относительную скудность полученной информации, пионерная аэромагнитная съёмка над Абаканским железорудным месторождением дала главное: непосредственно над месторождением по маршруту 2, на высоте 500-600 метров над выходом рудной залежи была зафиксирована чёткая магнитная аномалия интенсивностью около 1800 гамм, и, таким образом, впервые была установлена возможность поисков магнетитовых месторождений с воздуха в горно-таёжной местности.

В последующие десятилетия, особенно с конца 50-х годов, аэромагнитная съёмка получила весьма широкое развитие.

В Хакасии с помощью аэромагнитной съёмки, выполняемой Южной геофизической экспедицией (г. Абакан) Красноярского геологоуправления – ОАО «Красноярскгеология», были открыты новый Волковско-Ярышкольский железорудный район в верховьях реки Абакан, другие железорудные месторождения и перспективные магнитные аномалии. Результаты съёмок оказались весьма полезными для изучения глубинного геологического строения земной коры, геотектонического районирования, для составления геологических и прогнозных карт.

Литература

  • Афанасьев, Б.М. Пионерные аэромагнитные исследования в Сибири / Б.М. Афанасьев, В.П. Ключко, А.В. Полушин // Геофизика. ‒ 1999. ‒ № 2. – С. 10-11.
  • Ильина, Т.Д. Формирование советской школы разведочной геофизики (1917–1941 гг.) / Т.Д. Ильина. ‒ М.: Наука, 1983. ‒ 216 с.
  • Магниторазведка: справ. геофизика / под ред. В.Е. Никитского, Ю.С. Глебовского. ‒ 2-е изд., перераб. и доп. ‒ М.: «Недра», 1990. ‒ 470 с.
Б.М. Афанасьев